Страницы

вторник, 3 февраля 2015 г.

Родителям. Как быть ребенком, которому После трех уже поздно

Читаю я книгу Юлии Гиппенрейтер: Родителям. Как быть ребенком (эта книга входит и в этот сборник: "Самая важная книга для родителей") Вообще-то Гиппенрейтер мы изучали еще в университете, но тогда у меня не было детей:)

Эта книга мне нравиться особенно, потому что это и не книга по педагогике вовсе. Это - хрестоматия. Где собраны воспоминания известных людей (или детей известных людей) о своем детстве. Это - просто мир глазами детей, в воспоминаниях детей, с комментариями самой Юлии Борисовны.

И вновь я задумываюсь о природе, и главное - о необходимости целенаправленного развития таланта. А тут еще на Happy Monday в Блоги Мам появилась ссылка на интересную заметку: Ребенок, чему тебя научить? Верный вопрос, на мой взгляд.

Споры о раннем обучении не затихают уже десятилетия. Одни мамы в восторге от Домана, и считают отказ от карточек для шестимесячного малыша - ленью мамы, которая лишает свое чадо светлого места под солнцем прогрессивного завтра. Другие мама тратят деньги на все возможные курсы, потому что их пугают, что после "трех уже поздно" и нужно успеть познакомить кроху со всем.


Можно, например, научить рано читать и считать. Это даст некоторую фору в школе. И еще это приятно демонстрировать. Но зачем например, знать 100 цветов и оттенков? Я - профессиональный художник и, признаться, даже не знала таких названий (это не совпадает с названиями пигментов-красок, хотя и их нужно знать, только чтобы купить нужную краску в магазине).  Это научит видеть красоту? Наблюдать? Придумывать новое?

Дети художников, как я с детства окружены красками и кистями. Но мой брат не стал художником. Дети музыкантов с детства интуитивно заучивают ноты, сидя на коленях за фортепиано, но не обязательно станут музыкантами. Дети дайверов - ныряют лучше мамы с папой в 4 года. Но их не "развивают", они просто живут среди этого.

При этом, если говорить о способностях, то они имеют все равно некоторые свойства:

  • Способности, одаренность, талант и гениальность невозможно запрограммировать, никто не нашел гена гениальности.
  • Способности проявляются независимо, а иногда и против воли и наследия родителей.
  • Способности необычайно живучи и готовы пробивать себе дорогу сквозь неприятие родных, учителей и окружающих условий.
  • Для формирования одаренности нужно внутреннее созревание и уединение (это один из интересных моментов из книги Гиппенрейтер).

Получается, что мы родители, в общем-то не так уж и всесильны. Вернее, наша самая большая сила - это любовь.

Я знала одну семью, где было две девочки. Старшая - талантливая, способная, яркая, получающая часто похвалы и награды. Младшая - обычная, ничем не примечательная. И младшая девочка сознательно и часто травмировала себя, чем очень пугала родителей. Мне казалось тогда, что девочка пытается наказать себя, потому что не может быть такой же хорошей, как старшая сестра.

Меня тоже сравнивали со старшей двоюродной сестрой: "Вот как N хорошо сделала, а у тебя...". Видимо думали, что это пробудит во мне прилежание. Больше мне никогда не хотелось шить.

Самый лучший подарок родителей - дать ребенку любовь, не зависящую от его успехов в школе, количества выученных букв и умения быть лучше кого бы то ни было. И тогда он и учиться будет с удовольствием.

В каждом есть потенциал. Мы не в силах его "перезагрузить". МЫ можем только помочь ему полноценно раскрыться, сформироваться. Но главное условие для этого, на мой взгляд, не количеств кружков, - а общение. Конечно, лучше водить ребенка в школу, чем совсем ничем не заниматься ничем. Но занятия с мамой - это всегда интересно.

Любимый предмет в школе = любимый учитель. Запоминается только то, что связано с эмоциональной сферой.  Раннее развитие - это общение, взаимная игра.

Моя дочь, например, увлеклась динозаврами. Она хочет быть палеонтологом, ветеринаром и работать в конной полиции. Ей сейчас 5. Почему динозавры? Понятия не имею. Меня никогда динозавры не увлекали. Но теперь я тоже читаю книги про динозавров, смотрю передачи про палеонтологию и хожу в музей "динозавренных костей", причем моего сына этот музей повергает в скуку (там ведь нет машин!). Как сказал мой муж: "Если бы не Варя, никогда бы и не сходил в палеонтологический музей!"

Так что не знаю, "чему учить ребенка". Но они нас точно учат многому :)

А какие необычные и неожиданные увлечения у ваших детей?

Кстати, еще про одну хорошую книгу. Именно про то, что "после трех уже поздно". Это фраза вошла в обиход педагогов после книги Масару Ибуки "После трех уже поздно". Эта книга продается на OZONe, но ее можно прочесть и бесплатно в интернете в формате pdf по этой ссылке. Чтобы уж самим знать, что именно "поздно". Во цитаты из этой книги:

Удивительно, что многие родители долго не расстаются с иллюзией, что, пока ребенок находится на их попечении, они могут делать с ним все, что им заблагорассудится. Они могут сказать: «Я хочу сделать из него инженера» или «Хочу, чтобы он стал музыкантом», как будто заказывают костюм у портного.
Когда мамы спрашивают доктора Сузуки: «Выйдет ли что-нибудь из моего ребенка?» — он обычно отвечает: «Ничего». Но, увидев разочарование матери, добавляет: «Он станет не чем-то, а прекрасным человеком».

«Мой ребенок очень талантлив. Я буду учить его музыке». «Соседский мальчик учится играть на скрипке, и мой тоже будет».
Так подходят к воспитанию матери, которыми движет только тщеславие. Кроме того, раннее воспитание всегда рассматривалось как привилегия элиты или гениев. Действительно, дети, которых родители-снобы заставляли заниматься музыкой, часто бывают неискренни и неестественны, как будто матери привили им ложные понятия о престиже и соперничестве. Уроки музыки, призванные развивать ребенка, становятся для него источником душевных мучений.
Уроки музыки — это не самоцель, а средство для достижения определенной цели. Вы должны ясно видеть, что получает ребенок от этих уроков и какие его способности развиваются благодаря им. Сами по себе уроки музыки не имеют никакой цены.
Книга совсем небольшая, читается быстро и легко.

3 комментария:

  1. Ирина, согласна с вашей позицией! А еще для себя сделала вывод, что все эти наши попытки придумать ребенку развивающее занятие - это из-за современного образа жизни городского человека, когда у ребенка мало естественных стимулов. Общения с природой, возможности быть целыми днями на улице, помогать маме с папой (ведь в офис ребенка не возьмешь). Меня эти мысли привели к желанию изменить место жительства и образ жизни и мы постепенно к этому идем.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Ирина. Я не думала об этом с такой стороны, но думаю, вы правы. Есть такие "лесные" детские сады, где дети заходят в помещение только в дождь, они и играют, и занимаются в лесу. И дети там, по их статистике, здоровее и даже обгоняют в развитии своих сверстников. Возможно, мы действительно многое теряем, запираясь в квартирах.
      Всегда мечтали с мужем о своем доме. Даст Бог, когда-нибудь переселимся на землю.

      Удалить
    2. Охотно верю, что в "лесных" садах дети здоровее и хорошо развиваются! Мы летом жили в деревне и я по своему ребенку видела, как здорово ей на природе. И мы тоже о своем доме мечтаем!
      Пусть эти мечты сбудутся!

      Удалить

Я всегда рада вашим комментариям! Мне важно слышать ваше мнение :)

Популярные сообщения